С 2024 года начинает функционировать группа компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.

 Статья на тему: Влияние современного информационного поля на развитие речи дошкольника

Влияние современного информационного поля на развитие речи дошкольника

За последние годы, как отмечают специалисты коррекционной педагогики (логопеды, психологи, дефектологи), выросло количество детей дошкольного возраста с серьёзными отклонениями в развитии речевой функции. Всё больше детей нуждаются в специализированной помощи, без которой процесс овладения родным языком становится невозможным.

Указанная проблема настолько масштабна, что являлась специальной темой «круглого стола» конференции международной организации «Альянс во имя детства», проходившей в Брюсселе на стыке тысячелетий. Участники конференции отмечали, что в наше время 25% пятилетних детей страдают грубыми нарушениями речевого развития. В середине 1970-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. И всё это, результат глобального погружения современных детей в мир «голубых экранов».

Психолог Дороти Сингер в 1981г. констатировала, «что дети, чаще смотрящие телевизор, отстают в речевых навыках от сверстников, смотрящих телевизор реже». Немецкий врач М.Хайнеман подчеркивает, что телевизор с его «преобладанием визуальной информации» и сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. «Даже детские передачи, — сетует он, — часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности как следует проследить за ходом действия. Передачи нередко построены стереотипно и потому никак не побуждают ребенка развивать собственную фантазию и творческие способности. К тому же именно у частных телевещателей доминируют боевики и показы сцен насилия». Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной — они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессвязными обрывками фраз и нелепыми имитациями шумов, сопровождая их роботоподобными движениями.

Телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции. Он блокирует и спонтанные, творческие игры и естественное движение, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, предупреждает зарубежный психолог Т. Борбонус, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Дети не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Поэтому Т. Борбонус призывает создать среду, стимулирующую развитие детей. «Человеческая теплота, игры и движение при этом обязательны», — гласит его вывод».

Мы живём в условиях, при которых современное информационное поле требует всё более прочного вхождения своих ресурсов в повседневную жизнь не только взрослых, но и детей.

По данным ЮНЕСКО 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, то есть около 4 часов в день, что несоизмеримо больше непосредственного контакта взрослого и ребёнка в их ежедневной совместной деятельности. В своих исследованиях М. Хайнеман и Т. Борбонус указывают, что у родителей «сегодня всё меньше времени для детей: в среднем у матери для нормального разговора с ребёнком остаётся лишь около двенадцати минут в день».

А ведь дети учатся говорить, только общаясь с людьми, а не с телеэкраном. Их мозг не обрабатывает телевизионную речь с той же интенсивностью, что и разговор живого человека. К тому же, телевизор – «точечный» источник звука, а в реальности звуки «объёмны», дети не учатся концентрировать внимание на определённом звуке, выделяя его из всего многообразия. Дети, привыкшие к «разговору» из телевизора, чаще страдают дефицитом внимания и нарушениями слухового восприятия.

Компьютер, телевизор, телефон зачастую заменяют ребёнку живое общение, которое является источником становления личности ребёнка, формирования его мировоззрения, полноценного развития всех психических функций, в том числе и речи.

Конечно же, речь, прежде всего, возникает при наличии определённых биологических предпосылок, подразумевающих нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы.

С другой стороны, являясь важнейшей социальной функцией, возникает речь только при условии общения ребёнка с эмоционально близкими людьми. Уже на первом году жизни, который характеризуется как довербальный период, ребёнок не понимая речь окружающих, отвечает на обращённую к нему живую речь своей двигательной активностью, тем самым, как бы, подключаясь к общению. А дальнейшее развитие речевой функции происходит только в процессе коммуникации, то есть при наличии практики живого общения.

Не стоит забывать, что слово, это не только средство общения, но и средство развития мышления, воображения, регуляции высших психических функций.

Формирование регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребёнка способности подчинять своё действие речевой инструкции взрослого.

Современные психологи доказали, что недоразвитие регулирующей функции речи, является общей закономерностью аномального развития. При недоразвитии регулирующей функции речи действия ребёнка характеризуются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует его деятельность, ребёнок затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, «теряет» конечную задачу, легко отвлекается, не может затормозить побочных ассоциаций.

В последнее время педагоги и психологи всё чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствии заинтересованности делом. Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух, дети не способны повторить предложение из 4х и более слов, не допустив пропусков, перестановок слов и при этом, грамматически верно оформив фразу. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. Наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности, потеря интереса и желания чем-то заняться, их ничего не интересует и не увлекает.

Отсюда складывается достаточно распространённый и узнаваемый портрет современного дошкольника с нарушением коммуникативной функции: ребёнок не проявляет интерес к живому общению, не задаёт вопросы поискового характера, что свидетельствует о снижении познавательной активности, об отсутствии желания узнать что-то новое, неизвестное, о притуплении таких качеств детской психики как фантазия, творчество, любознательность; не проявляет инициативность и самостоятельность в общении (не является инициатором общения, не рассказывает о событиях, не приглашает к совместной деятельности); не владеет вербальными способами разрешения конфликтных ситуаций: легче отобрать, стукнуть, чем объяснить, убедить; не реагирует на обращённую к нему речь, в том числе — просьбы, пожелания, инструкции со стороны взрослых.

Устная речь такого дошкольника характеризуется, как односложная, так называемая «ситуативная» речь, со скудным словарным запасом, ограниченным лишь бытовой лексикой, очень часто изобилующим сленговыми, не литературными словами. Имеет место бедная диалогическая речь: ребёнок не способен грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ в зависимости от ситуации общения. Дети испытывают трудности в построении монолога: не могут составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст, своими словами, логически обосновать свои утверждения и выводы. Многие дети не умеют использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, интонацию, ритм, темп речи) для привлечения и сохранения внимания сверстников в процессе речевого общения, передачи своего эмоционального состояния или характера какого-то литературного героя, выразительного чтения стихов.

Практика показывает, что дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, за компьютером, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребёнок получает обилие разнообразной информации. Специалисты видят причину недоразвития речевой функции в отсутствии «живого общения».

Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но ни один компьютер никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими.

Проводя диагностическое обследование 4-6летних детей массовых групп с целью выявления воспитанников, нуждающихся в логопедической помощи, из 255 обследованных мною детей было выявлено 143 логопата. Хотя структура дизонтогенеза у всех детей разная, но все они в той или иной степени подходят под данную выше характеристику современного дошкольника, имеющего проблемы коммуникативного плана.

Отмечается так же количественный рост поступающих в ДОУ, так называемых, «безречевых» детей 3-х летнего возраста, со стойкими сочетанными нарушениям. Попадая в речевую среду своих сверстников, такие детки за первые полгода пребывания в группе должны выходить из «безречья», но этого не происходит из-за снижения мотивации в общении. Они избегают контактов со взрослыми и детьми, не слышат обращённых к ним словесных инструкций, действуют только исходя из собственных побуждений. Игры таких деток сопровождаются либо импульсивными действиями («взял-бросил»), либо сводятся к стереотипным манипуляциям с одними и теми же предметами. В ходе беседы с родителями этих детей выясняется, что все они дома прикованы к телеэкрану, многие из них не любят, когда им читают книги. Таких деток очень трудно расположить к себе, войти с ними в контакт.

Проблема отрицательного влияния современного информационного поля на развитие речи дошкольников требует безотлагательного решения, которое возможно только в тесном контакте с родителями воспитанников. Следует доносить до взрослых то, что сажая ребёнка перед экраном и освобождая себя от занятий с ним, взрослые лишают ребёнка права на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов, нарушая тем самым основные закономерности развития детской психики.

Конечно же, нельзя отрицать роль компьютера как средства обучения детей: это и интерактивные доски, и программы для творчества и обучения, интернет-сайты, увеличивающие образовательные возможности ребёнка и уровень его познания. Исключить из жизни ребёнка средства массовой информации абсурдно и бессмысленно. Но научиться самим и научить своих детей использовать эти ресурсы разумно, по назначению мы просто обязаны.

Цель, которая была мною поставлена — реализация коммуникативных потребностей детей через увеличение доли «живого общения» с окружающим их миром.

Задачи, которые требовали решения для достижения поставленной цели:

  1. изучить досуг детей;
  2. донести до сведения родителей возможные причины отставания в развитии речевой функции у детей дошкольного возраста;
  3. посредством диалога с родителями прийти к обоюдному выводу о необходимости разумного присутствия в жизни ребёнка информационных ресурсов;
  4. создать для ребёнка условия, в которых он мог бы реализовать свои коммуникативные потребности в «живом общении», расширив сферу общения малыша, ограниченную рамками общения с телевизором или компьютером;
  5. оптимизировать коррекционный процесс.

Ожидаемый результат заключался в создании условий для развития речи дошкольников, при которых доля «живого общения» ребёнка с окружающим его миром значительно возрастёт.

Были выделены этапы взаимодействия с родителями:

  • подготовительный — анкетирование родителей показало, что 92% процента семей проводит свободное время перед экраном телевизора и за компьютером, помогло выявить степень привязанности детей к телевизору и компьютеру;
  • проблемно-поисковый, на котором была озвучена проблема, проходили обсуждение и совместный поиск её решения;
  • интегративный, подразумевающий совместные действия нацеленные на решение проблемы;
  • этап распространения полученного опыта не планировался, появился спонтанно, родители сами стали инициаторами дальнейшего общения по проблеме, делились накопленным опытом, давали друг другу практические советы.

Для реализации заявленных задач мною использовались следующие формы взаимодействия с родителями и детьми:

  1. анкетирование;
  2. родительское собрание - диспут на тему: «Компьютер - враг или друг?»;
  3. интерактивное консультирование родителей на темы: «Компьютер для дошкольника: да или нет?», «Что читать, во что играть», «Вместе весело шагать...(развиваем речь по дороге домой)», «Двигаемся, играем, свою речь развиваем!»;
  4. беседы с родителями на темы: «Организация досуга ребёнка», «Как ограничить время пребывания ребёнка перед экраном?», «Семейные традиции»;
  5. активное использование игровых приёмов, создание игровых ситуаций в процессе коррекционной работы с детьми.

Получен следующий результат:

  • установлен диалог с родителями воспитанников;
  • принято единодушное решение по заявленной проблеме;
  • организуется совместный досуг взрослых и детей, а значит доля «живого общения» дошкольника с окружающим его миром возросла;
  • распространяется полученный опыт, что является профилактикой возникновения рецидивов.

Хочется отметить, что многие родители стали по другому относиться к вопросу внедрения в жизнь детей современных гаджетов, пересмотрели свои взгляды на взаимоотношения со своими малышами, очень стараются использовать полученный опыт, с удовольствием делятся с окружающими своими достижениями и победами. Именно это и подтверждает успешность проделанной работы.

Литература

  1. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1990
  2. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М., 2008
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. С.-П., 2001
  4. «Логопед в детском саду», научно - методический журнал, №2(57), 2012
  5. Пацлаф Р. Застывший взгляд. /Перевод с нем. В. Бакусева. М., 2004
  6. Цветкова Л.С. Методика нейро - психологической диагностики детей. М., 1998
  7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах //Избранные психологические труды. М., 1995