С 2024 года начинает функционировать группа компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Загадки развивают речь 

Обычно детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения, а также репродуктивное воображение (в частности, способность создавать образ предмета по его словесному описанию). Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел развивающий эффект, необходимо формировать у ребёнка определенные умения.

Нужно научить ребёнка выделять указанные в загадке признаки неизвестного объекта и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке.

Неумение выполнять эти действия затрудняет поиск правильного ответа. Так, часто отгадки строятся на основе только какого-нибудь одного признака наиболее яркого и понятного. Другие признаки просто игнорируются. Или учитываются все признаки, кроме одного, но очень важного. В результате загадка остается неразгаданной. Бывает и так, что ребёнок сознательно отбрасывает один из названных в загадке признаков, если он мешает предполагаемой отгадке, или заменяет его своим, соответствующим кажущейся отгадке.

Для правильного, хорошо обоснованного ответа, ребенок должен научиться выделять все признаки, названные в загадке. Пока загадка не разгадана, нельзя сказать, какой из приведенных признаков является наиболее важным. Это можно понять только после того, как загадка отгадана, на основе сопоставления указанных признаков. Вот почему при отгадывании нужно исходить из того, что все признаки необходимы, и одинаково значимы.

Для того, чтобы научить ребёнка осознанно подбирать слово-отгадку, необходимо уточнять, как он догадался, что это именно тот предмет, который он назвал, и в дальнейшем помочь малышу выделить все указанные в тексте загадки признаки заданного объекта.

Играйте с ребёнком в «придумывание» своих загадок. Для начало научите его подбирать слова действия, признаки к выбранному предмету. Например, снег (что делает?) … идёт, падает, порхает и т.д.; снег (какой?) … холодный, мокрый, белый, пушистый и т.д. Далее, учите сравнивать предметы по общности действий и признаков. Для этого, к уже названным действиям и признакам подбирайте другие слова – предметы: «Идёт, как кто или что?»; «Пушистый, как кто или что?» - «Идёт, как мальчик, поезд, дождь, …»; «Пушистый, как зайчик, котёнок, шапка, …» А теперь пришло время, объединить всё при помощи слов, помогающих построить сравнительный оборот - «как», «но не», «а не»: «Идёт, а не человек. Порхает, а не птичка. Пушистый, а не котёнок. Белый, а не зайчик. Что это?» (Снег).

Желаем успехов в развитии ваших малышей!