С 2024 года начинает функционировать группа компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Развитие речевого дыхания

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосоведение и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет правильно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. То есть, дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.

В чём отличие речевого дыхания и неречевого (физиологического)? Физиологическое дыхание в жизни человека непроизвольно, оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они коротки и равны по времени.

Для речи, особенно монологической, обычно физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большого количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления.

Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Речевое дыхание происходит произвольно. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения.

Как показывает наш опыт, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Важный момент в овладении правильным речевым дыханием — это вопрос о том, каким типом дыхания пользуется человек во время речевого высказывания. Физиологи различают и выделяют три основных типа дыхания: грудной, брюшной и смешанный.

Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является реберно-диафрагмальное дыхание, при котором легкие вентилируются равномерно во всех частях. В настоящее время большинство исследователей отдают предпочтение этому типу дыхания, так как расценивают его как наиболее выгодный для организма. При таком дыхании во время вдоха плечи не приподнимаются, брюшной пресс несколько выдвигается вперед, ребра раздвигаются, воздух заполняет все лёгкие. Во время выдоха воздух выходит из лёгких, рёбра сближаются, брюшной пресс опадает.

Речевое дыхание детей резко отличается от речевого дыхания взрослых: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. Многие дети пользуются верхне-грудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч.

Несовершенства речевого дыхания у дошкольников может проявляться следующим образом:

  • Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых, малоподвижных, стеснительных детей.
  • Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не договаривает, «проглатывает» конец слова или фразы.
  • Неумелое распределение дыхания. В этом случае, ребёнок вдыхает в середине слова.
  • Торопливое произнесение фраз, без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  • Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо.
  • Слабый выдох или не правильно направленная выдыхаемая воздушная струя в свою очередь приводит к искажению звуков.

Работу по формированию речевого дыхания следует начинать с постановки диафрагмально-ребёрного дыхания и формирования длительного выдоха через рот. В дошкольном возрасте формирование диафрагмального дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Ребенок находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ребенка обращается на то, что его животик «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания (игра «Покатай игрушку»). Вдох и выдох производиться через нос. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно выполняться без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.

Формируя длительный выдох, эффективно использовать такой приём, как дыхание под счёт: вдох производить на счёт 1-2-3, выдох: 4-5-6-7-8, постепенно удлиняя до 15. Вдох при этом осуществляется через нос, а выдох через рот (расслабленные губы).

Игровые упражнения помогут развить у ребёнка направленный, длительный выдох через рот:

  • «Греем ручки» (медленное выдыхание струи воздуха на ладони через широко открытый рот);
  • «Буря в стакане» (длительно дуть через коктейльную трубочку в стакан, наполненный наполовину водой);
  • «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты);
  • «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев);
  • «Цветной фонтанчик» (поддувать на «дождик», прикреплённый к палочке, выдыхая короткими толчками);
  • «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек);
  • «Лети, лети, лепесток» (приведение в движение изготовленного из цветной бумаги «цветика-семицветика»);
  • «Мыльные пузыри».

При этом, нужно научить ребёнка дуть через вытянутые «трубочкой» губы, не надувая щёк.

Постепенно можно переходить к развитию собственно речевого дыхания, сопровождая выдох воздушной струи, произнесением звуков и звукосочетаний, коротких слов:

  • «Покачай малыша». Длительно на выдохе тянуть звук [А]: ААААА…, покачивая руками, согнутыми в локтях перед грудью.
  • «Заблудились в лесу». Протягивая сочетания гласных звуков, несколько раз на одном выдохе: АУ-АУ-АУ…
  • «Задуй свечу». Дети, держат полоски бумаги, в форме «свечи», на расстоянии около 10 см от губ. Им предлагается коротко и резко (на длительном выдохе) дуть через вытянутые «трубочкой» губы (следить за тем, чтобы не надувались щёки), произнося звук [ф]: «ф-ф-ф…», и направляя струю воздуха на «пламя свечи» так, чтобы полоска отклонялась как можно ниже.
  • «Капитаны». Дуть на бумажный кораблик прогоняя его по поверхности стола, отрывисто проговаривая звук [п]: «п-п-п…»
  • «Лопнула шина». Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круглую «шину». На выдохе дети произносят длительно звук «шшш…» Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.
  • «Накачай колесо». Детям предлагают накачать «лопнувшее колесо». Дети сжимают перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с…» (звук произносить коротко и многократно). При выпрямлении вдох производится непроизвольно.
  • «Воздушный шар». Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят длительно, плавно звук “ффф…”
  • «Ежик». Исходное положение: руки согнуть в локтях и поставить на пояс. Выдыхая, дети произносят «пых-пых-пых…», несколько раз на выдохе, двигая локтями вперёд. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Тренировке правильного речевого дыхания способствуют проговаривание скороговорок и чистоговорок, выразительное чтение стихов, драматизация сказок, пение детских песен.

Играйте с удовольствием!